|
Двигатель и его Ремонт
Снимите зубчатый ремень привода газораспределительного механизма, головки блока цилиндров в сборе, пластину привода, масляный поддон, корпус масляного насоса, поршни и коленчатый вал. |

Рисунок 2.81. Блок цилиндров: 1 – блок цилиндров; 2 – крышка коренного подшипника; 3 – опора крышек коренных подшипников; 4 – болт, 10–12 Н·м; |
|
|
Блок цилиндров показан на Рисунок 2.81. |
Визуально проверьте блок цилиндров двигателя на наличие царапин и коррозии, а также на трещины и иные дефекты. В случае необходимости замените или отремонтируйте блок цилиндров. |

Рисунок 2.82. Места замера диаметра цилиндра |
|
|
Специальным прибором измерьте диаметр цилиндра в трех уровнях во взаимно перпендикулярных направлениях А и В (Рисунок 2.82): |
– в месте расположения компрессионного кольца №1 при установке поршня в ВМТ; |
– в средней части цилиндра; |
Если диаметры цилиндров превышают требуемый размер или меньше его либо стенки цилиндра сильно изношены или имеют задиры, блок цилиндров необходимо расточить и отхонинговать. Затем необходимо установить новые поршни и кольца увеличенного размера. |
Диаметр цилиндра – 86,7 мм. |
Предельно допустимая овальность и конусность цилиндра – 0,02 мм. |
Если в верхней части цилиндра образовался буртик, необходимо снять его разверткой или шабером, не повредив зеркало цилиндра. |
Поршни ремонтного размера изготовляются с увеличенным на 0,25 и 0,5 мм диаметром. |
При расточке цилиндров сохраняйте указанный зазор между поршнем ремонтного размера и цилиндром, а также убедитесь в том, что поршни одинакового ремонтного размера. |

Рисунок 2.54. Место измерения диаметра (D) поршня |
|
|
Измерьте наружный диаметр каждого поршня под углом 90° к поршневому пальцу на расстоянии 12 мм от юбки поршня (см. Рисунок 2.54). |
Зазор между поршнем и цилиндром – 0,01–0,03 мм. |
Проверьте цилиндры на наличие повреждений и трещин. |

Рисунок 2.83. Направления замера плоскостности верхней поверхности блока цилиндров с использованием линейки и щупа |
|
|
Проверьте металлической линейкой и щупом в нескольких направлениях плоскостность верхней поверхности блока цилиндров. Если отклонение от плоскостности превышает допустимый размер, перешлифуйте или замените блок цилиндров (Рисунок 2.83). |
Отклонение от плоскостности – 0,03–0,05 мм. |
При шлифовке привалочной поверхности блока цилиндров допустимо снимать слой металла толщиной не более 0,2 мм. |
|
|
Поршни увеличенного размера должны быть определены на основании наибольшего диаметра отверстия цилиндра. |
Идентификационным меткам «0,25», «0,50» соответствует увеличение размера на 0,25 и 0,50 мм. |
Размер поршня выбит на верхней его части. |
|
|
Измерьте наружный диаметр используемого поршня. |
На основании этого размера определите размер расточки. |
Размер расточки = диаметр поршня + 0,01–0,03 мм (зазор между поршнем и цилиндром)–0,01 мм (хонинговальное поле). |
Расточите каждый из цилиндров до расчетного размера. |
Чтобы размер не зависел от температуры в процессе хонингования, обрабатывайте цилиндры в последовательности работы цилиндров двигателя. |
|
|
Хонингуйте цилиндры до получения требуемого расчетного диаметра (наружный диаметр поршня + зазор). |
Проверьте зазор между поршнем и цилиндром. Номинальный зазор составляет 0,01–0,03 мм. |
Растачивайте все цилиндры до одного одинакового размера. Не растачивайте только один цилиндр. |
|
|
Установите детали в следующей последовательности: |
– головки блока цилиндра; |
– корпус масляного насоса. |
Снятие и установка поршней и шатунов проводится после снятия головок блока цилиндров и масляного поддона. |
Для облегчения сборки сохраняйте вкладыши шатунных подшипников вместе с шатунами и их крышками в соответствии с номерами цилиндров, в которые они были установлены. |
|
|
Проверните коленчатый вал и установите поршень первого цилиндра в положение НМТ. |
Если в верхней части цилиндра образовался буртик, то его необходимо аккуратно снять разверткой или шабером, не повредив зеркало цилиндра. |
Отверните гайки крепления шатунной крышки первого цилиндра. |

Рисунок 2.84. Поршень, шатун и поршневые кольца: 1 – компрессионное кольцо №1; 2 – компрессионное кольцо №2; 3 – маслосъемное кольцо; |
4 – поршень; 5 – поршневой палец; 6 – шатун; |
7 – поршень и шатун; 8 – верхний вкладыш шатунного подшипника; 9 – нижний вкладыш шатунного подшипника; 10 – крышка шатуна; 11 – болт, 16–20 Н·м |
|
|
Снимите крышку и выньте нижний вкладыш шатунного подшипника (Рисунок 2.84). Промаркируйте снятые детали. |
Рукояткой молотка протолкните поршень к верхней части цилиндра и извлеките его из блока цилиндров. Снимите верхний вкладыш шатунного подшипника. |
Повторив указанные операции, снимите шатуны с поршнями из остальных цилиндров. |
Перед проверкой поршней с шатунами снимите с поршней поршневые кольца и тщательно очистите поршни. |
Для снятия поршневых колец с поршней разожмите кольцо, вставьте под него равномерно по окружности два или три старых лезвия щупа и по ним сдвиньте кольцо с поршня. Будьте осторожны, не поцарапайте поршень концами кольца. Кольца очень хрупкие и могут треснуть, если разжимать их очень сильно. Обращайтесь осторожно с острыми рабочими кромками поршневых колец, чтобы не порезаться. Храните каждый набор колец вместе с поршнями для повторной установки их на свои места. |
Удалите все следы нагара с верхней части поршня. |
Удалите нагар из канавок под поршневые кольца, используя старое поршневое кольцо. |

Рисунок 2.57. Специальный инструмент 09234– 33001 для разборки и сборки поршня и шатуна: 1 – фиксирующая опора; 2 – универсальная вилка; 3 – вставки; 4 – направляющая поршневого пальца; 5 – переходник; 3 – съемник; 7 – установочный стержень |
|
|
Для разборки и сборки поршня и шатуна используйте специальный инструмент 09234–33001 (см. Рисунок 2.57). |
Поршневой палец запрессован в верхнюю головку шатуна, поршень плавает на пальце. |
Инструмент состоит из фиксирующей опоры с универсальной вилкой, направляющих поршневого пальца, переходников, установочного стержня и съемника. Поршень удерживается фиксирующей опорой во время установки или снятия поршневого пальца. Направляющие поршневого пальца помогают расположить палец при его снятии или установке, в то время как шатун удерживается вставками. |

Рисунок 2.58. Использование специального инструмента для выпрессовки поршневого пальца: 1 – опорная вилка; 2 – фиксирующая опора; |
|
|
Чтобы снять поршневой палец с поршня, установите поршень в фиксирующую опору так, чтобы шатун лежал на вставках (см. Рисунок 2.58). Проденьте съемник через верхнюю часть фиксирующей опоры и используйте его для выпрессовки пальца. |
Проверьте каждый поршень на наличие царапин, износа и трещин вокруг юбки и отверстия под поршневой палец. Проверьте износ на юбке поршня, отверстия в головке поршня, а также наличие прогара в верхней части поршня. При наличии любых дефектов замените поршни. |
Проверьте каждое поршневое кольцо на наличие поломок, повреждений и износа. При наличии любых дефектов замените поршневые кольца. Если необходимо заменить поршень, замените и поршневые кольца. |
Проверьте посадку поршневого пальца в отверстие поршня. Замените любой поршень и палец с дефектами. Поршневой палец необходимо постепенно запрессовать рукой в отверстие в поршне при комнатной температуре. |
Щупом измерьте боковой зазор между поршневым кольцом и стенкой канавки поршня. Если он превышает допустимый, вставьте новое поршневое кольцо в канавку поршня и повторно измерьте боковой зазор. Если зазор по-прежнему превышает предельно допустимое значение, замените поршень вместе с поршневыми кольцами. Если измеренный зазор меньше допустимого, замените только поршневые кольца. |
Номинальный зазор между компрессионным кольцом №1 и стенкой канавки поршня – 0,04–0,08 мм, между кольцом №2 и стенкой канавки – 0,03–0,07 мм |
Предельно допустимый зазор между обоими компрессионными кольцами и стенкой канавки поршня – 0,1 мм. |
Проверьте зазоры в замках поршневых колец. Вставьте кольцо в соответствующий цилиндр и протолкните днищем поршня на небольшую глубину, чтобы исключить перекос кольца при измерении, после чего выньте поршень. Измерьте зазор щупом. Если зазор превышает норму, замените поршневые кольца и повторите процедуру. |
Номинальный зазор в замке поршневого кольца, мм: |
компрессионное кольцо №1.....0,20–0,35 |
компрессионное кольцо №2.....0,37–0,52 |
расширитель маслосъемного кольца.....0,2–0,7 |
Предельно допустимый зазор в замке поршневого кольца, мм: |
компрессионное кольцо №1 и №2.....0,8 |
расширитель маслосъемного кольца.....1,0 |
При замене поршневого кольца без корректировки внутреннего диаметра цилиндра проверьте зазор с кольцом, установленным в нижней части цилиндра, которая меньше изношена. |

Рисунок 2.59. Расположение метки (1) с номером цилиндра на шатуне и крышке шатуна, а также выемок (2) для фиксации вкладыша подшипника |
|
|
На шатун и крышку шатуна нанесены метки с номером цилиндра, которые должны располагаться с одной стороны. При повторной установке убедитесь в том, что номера цилиндров, нанесенные на шатун и крышку при разборке, соответствуют номеру цилиндра. Если устанавливается новый шатун, убедитесь в том, что выемки для фиксации вкладыша подшипника находятся с одной стороны (см. Рисунок 2.59). |
Замените шатун, если он имеет повреждения на одном из концов упорной поверхности и если повреждена внутренняя поверхность отверстия верхней головки шатуна. |
Чтобы установить новый палец, для поддержки шатуна необходимы соответствующие вставки. |
Поместите шатун внутри поршня. Установите соответствующую направляющую пальца через одну сторону отверстия в поршне и сквозь шатун. Рукой подтолкните направляющую поршневого пальца так, чтобы ее удерживал поршень. Вставьте новый поршневой палец в поршень с другой стороны и поместите узел в фиксирующую опору так, чтобы направляющая пальца была направлена вниз. |

Рисунок 2.60. Использование специального инструмента для выпрессовки поршневого пальца: 1 – направляющая поршневого пальца; |
2 – поршневой палец; 3 – установочный стержень |
|
|
|
|
Направляющая пальца должна быть отцентрирована на шатуне через поршень. При правильной сборке направляющая станет точно под центром отверстия в арке инструмента и равномерно ляжет на вставки (см. Рисунок 2.60). При использовании направляющей пальца неправильного размера поршень и палец не будут соосны с фиксирующей опорой. |

Рисунок 2.61. Расположение поршня и шатуна при запрессовке поршневого пальца: 1 – ползун пресса; 2 – установочный стержень; 3 – опора; 4 – переходник; 5 – поршневой палец; 6 – шатун; |
7 – универсальная вилка; 8 – направляющая поршневого пальца; 9 – поршень |
|
|
Введите установочный стержень в отверстие на дуге инструмента. Вдавливайте поршневой палец в шатун до тех пор, пока направляющая пальца не выпадет из шатуна (см. Рисунок 2.61). |
При установке втулки установочного стержня напротив дуги усилие вдавливания не должно превышать (1250±500) кг. |
|
|

Рисунок 2.62. Расположение расширителя (2) |
и маслосъемных колец (1) в канавке поршня: |
а – верхняя часть поршня; b – нижняя часть поршня |
|
|
Установите расширитель маслосъемных колец (см. Рисунок 2.62). |
Установите верхнее маслосъемное кольцо. Для его установки сначала вставьте один его конец между канавкой поршневого кольца и расширителем, затем, надежно удерживая его и нажимая на вводимую часть пальцем, вставьте его в канавку поршневого кольца. |
Не используйте съемник поршневых колец при установке маслосъемного кольца. |
|
|
Аналогичным образом установите нижнее маслосъемное кольцо. |
Смажьте моторным маслом поршень и канавки поршня. |

Рисунок 2.63. Положения установки компрессионных колец на поршень: а – внутренний скос; |
|
|
Используя съемник поршневых колец, установите компрессионное кольцо №2 (см. Рисунок 2.63). |
Съемником поршневых колец установите компрессионное кольцо №1. |

Рисунок 2.64. Расположение замков поршневых колец на поршне: а – к шкиву коленчатого вала; |
b – замок верхнего маслосъемного кольца; с – замок компрессионного кольца №1; d – замок нижнего маслосъемного кольца; е – замок компрессионного кольца №2 |
|
|
Расположите замки поршневых колец на поршне так, чтобы замок каждого поршневого кольца находился на максимальном удалении от замка соседнего кольца (см. Рисунок 2.64). Убедитесь в том, что замки колец не находятся в плоскостях параллельно и перпендикулярно оси поршневого пальца. |
Перед установкой поршня в цилиндр поршневые кольца надо сжать стяжным ленточным хомутом. |
Установите верхние вкладыши коренных подшипников в блок цилиндров. |
Установите нижние вкладыши коренных подшипников в крышки коренных подшипников. |
Установите вкладыш таким образом, чтобы он совместился со смазочным отверстием блока цилиндров. |
|
|

Рисунок 2.85. Положение упорных полуколец с двух сторон вкладыша коренного подшипника: канавки (1) для смазки расположены наружу |
|
|
Установите упорные полукольца с двух сторон вкладыша коренного подшипника №3 канавками для смазки, расположенными наружу (Рисунок 2.85). |
Установите поршень с поршневыми кольцами над первым цилиндром, при этом убедитесь в том, что передняя метка поршня и идентификационная метка шатуна направлены к передней части двигателя. |
После установки крышки шатуна убедитесь в том, что номера, нанесенные на шатун и крышку при разборке, соответствуют номеру цилиндра. |
Если установлен новый шатун, убедитесь в том, что выемки для вкладыша подшипника находятся на одной стороне (см. Рисунок 2.59). |
Перед вворачиванием болтов крепления крышек шатунов смажьте маслом их резьбу и основание головки. |
Затяните болты крепления крышек шатунов в два этапа: 16–25 Н·м+довернуть на угол 90–94°. |
Щупом проверьте боковой зазор шатуна. |
Номинальный зазор – 0,10–0,25 мм, предельно допустимый – 0,4 мм. |
После выворачивания болта не используйте его повторно. Новый болт не затягивайте более трех раз. |
|
|
Снимите зубчатый ремень привода газораспределительного механизма, переднюю крышку с масляным насосом, маховик, головки блока цилиндра в сборе и масляный поддон. Для более подробной информации обратитесь к соответствующим подразделам. |
Снимите заднюю пластину и задний сальник коленчатого вала. |
Отверните гайки крепления шатунных крышек, снимите крышки и выньте нижние вкладыши шатунных подшипников. |
Для облегчения сборки храните вкладыши шатунных подшипников вместе с шатунами и крышками шатунов в соответствии с номерами цилиндров, в которых они были установлены. |
|
|

Рисунок 2.86. Блок цилиндров, коленчатый вал и маховик: 1 – маховик; 2 – задний сальник коленчатого вала; 3 – корпус заднего сальника коленчатого вала; 4 – задняя пластина; 5 – верхний вкладыш коренного подшипника коленчатого вала; 6 – верхние упорные полукольца; 7 – болт М10, 14–16 Н·м; 8 – болт М7, 10–12 Н·м; 9 – опора крышек коренных подшипников; 10 – крышка коренного подшипника; 11 – нижние упорные полукольца; 12 – нижний вкладыш коренного подшипника коленчатого вала; 13 – коленчатый вал; 14 – ротор CSP; 15 – подшипник коленчатого вала; 16 – ведущий диск; 17 – переходная пластина; 18 – болт, 73–77 Н·м; |
|
|
Отверните болты, снимите крышки коренных подшипников и коленчатый вал (Рисунок 2.86). Храните вкладыши коренных подшипников вместе со снятыми крышками. |
Проверьте шейки коленчатого вала на наличие повреждений, неравномерного износа и трещин. Проверьте также чистоту отверстий для подачи смазки. При наличии дефектов замените коленчатый вал. |
Проверьте овальность и конусность шеек коленчатого вала. |
Диаметр коренных шеек коленчатого вала – 61,982–62,000 мм, шатунных шеек – 47,982– 48,000 мм. |
Визуально проверьте все вкладыши подшипников на наличие отслоений, плавления, заедания и неполного контакта. Замените дефектные вкладыши подшипников. |
Измерьте масляный зазор коренных и шатунных подшипников коленчатого вала. Для определения масляного зазора измерьте диаметры шеек коленчатого вала и внутренние диаметры подшипников. Зазор определяется как разница между наружным и внутренним диаметрами. |
Номинальный зазор коренных подшипников – 0,004–0,022 мм, шатунных подшипников – 0,018–0,036 мм. |
Предельно допустимый зазор шатунных подшипников – 0,1 мм. |
Наиболее точно можно измерить зазор подшипников с использованием пластмассового калиброванного стержня следующим образом: |
– удалите масло и грязь с подшипников и шеек коленчатого вала; |
– установите вкладыши коренных подшипников на блок цилиндров двигателя; |
– отрежьте полоски пластмассового калиброванного стержня, равные длине шеек коленчатого вала; |

Рисунок 2.87. Расположение пластикового калиброванного стержня (1) на шейке коленчатого вала |
|
|
– расположите полоски пластмассового калиброванного стержня на шейки вдоль оси коленчатого вала вне отверстия для смазки (Рисунок 2.87); |
– установите коленчатый вал на вкладыши коренных подшипников в блоке цилиндров; |
– установите вкладыши коренных подшипников в крышки коренных подшипников коленчатого вала; |
– установите крышки с вкладышами коренных подшипников на коленчатый вал и затяните болты их крепления требуемым моментом, не проворачивая коленчатый вал; |
– выверните болты и снимите крышки коренных подшипников; |

Рисунок 2.66. Измерение ширины деформированного пластикового стержня |
|
|
– линейкой, нанесенной на упаковке, измерьте ширину деформированного пластикового стержня в наиболее широком месте (см. Рисунок 2.66); |
– если зазор превышает допустимый, замените вкладыш коренного подшипника; |
– если номинальный зазор не соответствует требуемому даже после замены вкладыша коренного подшипника, перешлифуйте шейку коленчатого вала до рекомендуемого уменьшенного размера и установите подшипник того же размера. |
Проверьте передние и задние сальники коленчатого вала на наличие повреждений или износа рабочих кромок, в случае необходимости замените их. |
Установите вкладыши коренных подшипников с канавками на блок цилиндров двигателя. |
Установите вкладыши коренных подшипников без канавок со стороны крышек подшипников. |
Смажьте шейки коленчатого вала моторным маслом и установите коленчатый вал на блок цилиндров. |
Установите крышки коренных подшипников так, чтобы стрелка была направлена к передней части двигателя. Закрепите крышки болтами, затянув их требуемым моментом: |
Затягивайте болты до требуемого момента в 4–5 приемов. |
Убедитесь в том, что коленчатый вал вращается плавно и его осевой зазор соответствует номинальному. |
Номинальный осевой зазор коленчатого вала – 0,07–0,25 мм, предельно допустимый – 0,4 мм. |
Оправкой (09231–33000) установите в корпус задний сальник коленчатого вала. |

Рисунок 2.88. Места (1) нанесения герметика на привалочную поверхность корпуса заднего сальника коленчатого вала |
|
|
Нанесите герметик на привалочную поверхность корпуса заднего сальника коленчатого вала в местах, показанных на Рисунок 2.88. |
Установите заднюю пластину к блоку цилиндров и затяните болты моментом 10–12 Н·м. |
На автомобилях с автоматической коробкой передач прикрепите переходную пластину к блоку цилиндров. |
Установите ведущий диск и затяните болты его крепления требуемым моментом 73–77 Н·м. |
На автомобилях с коробкой передач установите маховик и затяните болты его крепления моментом 73–77 Н·м. |
|