ремонт и эксплуатация

Белым по серому. Hyundai Sonata и Kia Clarus

Под ногами — серый асфальт, над головой — серое небо, вокруг — осень. Перед нами —два белых седана среднего класса с двухлитровыми 16-клапанными моторами под капотом. Обновленный Hyundai Sonata (вы с ним уже знакомы, см. АР № 16, 1996) и новый Kia Clarus издалека похожи, как две капли осеннего дождя. Сходство это вполне объяснимо: обе машины сделаны в Южной Корее, а свой род ведут из Японии. Kia Clarus построен на базе автомобиля Mazda 626, а Hyundai Sonata первого поколения (наша машина — уже третьего) разрабатывался вместе со специалистами фирмы Mitsubishi. Посмотрим, кто из них лучше усвоил уроки японских учителей...

Правда, одинаковыми эти машины кажутся только издалека, когда белый цвет кузовов в сером окружении скрадывает стилистические различия. А они между тем существенны. Если Clarus с его скучноватой внешностью в меру современного, в меру солидного седана с Востока вполне органично вписывается в серый осенний пейзаж, то при взгляде на Hyundai день словно становится светлее. Линии боковин здесь элегантнее, передок получился более стильным и узнаваемым благодаря необычным фарам, фальшрадиаторной решетке и агрессивной нижней части переднего бампера. А сзади Sonata напоминает породистые автомобили Jaguar и Mercedes: задние фонари и крышку багажника не назовешь оригинальными, но и в элегантности им не откажешь.

СЕРОЕ НЕБО, СЕРЫЙ САЛОН

Усаживаясь в Hyundai, рослым людям приходится чуть пригибать голову — мешает сильно наклоненная стойка лобового стекла. Силуэт Kia не столь динамичен, зато дверной проем на уровне головы здесь пошире.

Интерьеры обоих «корейцев» удобны и функциональны, но, увы, похожи, как два пасмурных дня, — с той лишь разницей, что в день, когда рождалась Sonata, солнце все же ненадолго выглянуло из-за туч. Здесь чуть уютнее, чем в Kia. А в целом от салонов автомобилей такого класса все же ожидаешь большей основательности, элегантности. Но этим не блещут ни Sonata, ни Clarus: серые панели из дешевого на взгляд и на ощупь пластика напоминают безликие интерьеры «японок» прежних лет.

Передние сиденья обеих машин тоже на удивление похожи — широкие, с пятью регулировками, но вновь какието бесхарактерные. Любитель роскоши предпочел бы кресла помягче, а активный водитель — пожестче и с более развитой боковой поддержкой. Словом, ни нашим, ни вашим. А может, и так: и вашим. и нашим.

Все остальное в салонах тоже отличается лишь нюансами.

Рулевые колонки регулируются по углу наклона. Hyundai удишшет «баранкой» непропорционально большого диаметра, а рулю Kia с кожаной оплеткой неплохо бы «потолстеть» в сечении.

Приборные комбинации просты и лаконичны, разве что спидометр Kia дополнительно оцифрован в милях — явно с прицелом на американский рынок.

Clarus радует безупречной формой рукоятки пятиступенчатой коробки передач, к тому же обшитой кожей, a Sonata предлагает пластиковый и далеко не самый удобный набалдашник.

Двигатель Hyundai (125 л. с. при 5800 об/мин, 170 Нм при 4600 об/мин) расположен справа от коробки передач, что не совсем обычно.

Паспортные данные шумного мотора Kia — 133 л. с. при 6000 об/мин и 171 Нм при 4000 об/мин.

Оборудование салонов вполне достаточно для автомобилей такого класса: элсктростеклоподьемники, наружные зеркала с дистанционной регулировкой, центральная блокировка дверных замков, «родные» магнитолы корейского производства (дешевый вид которых вполне гармонирует с исторгаемыми звуками), системы отопления и вентиляции с кондиционером. Кстати, здесь Clarus нас удивил: стоило включить обдув, как из недр автомобиля раздался мощный гул, сопровождаемый вибрацией. Это или дефект конкретной машины, или серьезная недора ботка...

О чем еще упомянуть? Есть карманы в дверях, убирающиеся подстаканники на центральных консолях, кнопки дистанционного открывания лючков бензобака и багажников. Но если в ответ на нажатие соответствующей кнопки Sonata весело приоткрывает элегантную крышку багажника до половины, то Clarus откликается только громким щелчком, после чего ведет себя, как партизан на допросе, — крепко прижав крышку мощными газовыми упорами. («Сколько внутри чемоданов?» — «Не скажу!») А поскольку поверхность крышки почти гладкая и уцепиться не за что, то владельцу приходится приступать к пыткам, просовывая пальцы в щель между бампером и крышкой, и «разжимать зубы» молчуну.

Зато пассажирам сзади Clarus предоставляет заметно большее пространство и для ног, и для плеч, и для голов. Это удобная посадка, уже без всяких компромиссов.

SONATA БОДРЕЙ, A CLARUS ГРОМЧЕ

Первой срывается с места Sonata. С этим мотором мы уже знакомы, и вновь с удовольствием отмечаем неплохую тягу после 2000 об/мин и веселый «подхват» после 4000-4500 об/мин. Подводим стрелку тахометра к отметке 6000, включаем следующую передачу... И морщимся, словно от зубной боли. Ну надо же — при таком бодром моторе педаль сцепления нашей машины запаздывает при резком отпускании так, что сцепление иногда начинает буксовать! И если «задумчивая» педаль может оказаться дефектом конкретного автомобиля, то вялый, нечеткий привод механизма переключения передач — это «врожденный» недостаток этой корейской машины.

И передаточные числа подобраны не лучшим образом. Скорость — 100 км/ч, мы едем на пятой передаче, и нужно резко ускориться для обгона. Включаем четвертую, а она — слишком «близко» к пятой, и потому резвее машина почти не стала. Третью! И только теперь Sonata «выстреливает» на все свои 125 «лошадей»...

У двигателя Kia более спокойный, «ровный» характер. Подбор передаточных чисел здесь удачнее: вторая передача «длиннее», а четвертая «короче», чем в трансмиссии Hyundai. Вдобавок лучше четкость работы механизма переключения, так что здесь Clarus — на высоте.

Но вот какая штука: наши измерения с помощью беспристрастной аппаратуры зафиксировали практически одинаковые динамические характеристики Hyundai и Kia (с едва заметным перевесом в пользу Kia), хотя субъективное восприятие дает иную картину. Sonata едет весело, охотно следуя за педалью газа, a Clarus — «не едет»! Причем разница в ощущениях очень существенная! Возможно, всему виной... шум! Да-да, мотор Kja выдает столько децибел сопровождающегося вибрациями шума, что это перечеркивает впечатление от хорошего разгона. А может, виноваты продольные крены кузова? Впрочем, об этом мы поговорим чуть позже.

А пока — тормозим. Информативность привода тормочов Hyundai невысока, и перемещения педали великоваты. Но зато эффективность системы — хороша. АБС вмешивается в процесс торможения достаточно поздно, давая шинам Hankook Optima Sport 205/60 R15 возможность сначала чуть повизжать при едва начавшейся блокировке на асфальте. Отметим и то, что при экстренном торможении Sonata хорошо сохраняет курсовую устойчивость.

Clarus совсем другой. С управлением замедлением дела обстоят лучше: выше информативность на педали, меньше ее перемещения.

Но при экстренном торможении с автомобилем творятся неприятные вещи. Хотя эффективность системы тоже хороша, а АБС срабатывает достаточно поздно, Clarus начинает рыскать из стороны в сторону, извиваясь словно уж на сковородке и требуя подруливаний. Вдобавок при торможении Clarus «клюет носом» до такой степени, что кажется: вот-вот — и задние колеса, как это бывает в «мультиках», оторвутся от земли. Смешно, грустно и небезопасно. В чем же дело?

МУСКУЛИСТАЯ SONATA И МЯГКИЙ CLARUS

А все дело — в подвеске. Инженеры Kia, очевидно, пошли по «американскому пути», не только когда оцифровывали спидометр в милях в час, но и когда выбирали характеристики пружин и амортизаторов. И, похоже, взяли от заокеанских автомобилей только худшее, ведь машины с такой «размазанной» подвеской мы давно не встречали. Вертикальные колебания кузова здесь может вызвать что угодно — резкие разгоны и торможения, единичные неровности и пологие волны на дороге... А с ростом скорости более-менее плавные колебания переходят в бессистемные толчки. Словом, эта подвеска — на фанатика, испытывающего ностальгию по американским машинам 70-х.

Sonata совсем не такая. Ее подвеска в меру, по-европейски, жестка, энергоемка и мускулиста, и это придает машине очень цельный и собранный характер. Машина уверенно чувствует себя и на мелких неровностях, и на пологих волнах, а швы и стыки на асфальте отзываются лишь глухими шлепками.

А что с управляемостью? При неспешной езде оба «корейца» достаточно удобны, и пожаловаться можно лишь на нехватку реактивного действия на руле при углах поворота более 40—60" (что более заметно на автомобиле Hyundai). А вот при активной езде машины уже заметно различаются.

Видимо, инженерам фирмы Hyundai не дают покоя лавры «подвесочников» из Peugeot. К нашей радости, Sonata с ростом боковых ускорений, подобно Peugeot 406, начала активно «подруливать» в поворотах задней многорычажной подвеской. Правда, эффект «ввинчивания» в поворот наступает с ощутимым запаздыванием. Выглядит это так. После поворота руля Sonata охотно следует за «баранкой», а через доли секунды вдруг происходит дополнительное «подкручивание» машины внутрь виража. В ходовых пологих поворотах эта запоздавшая эластокинематическая «помощь» ухудшает обратную связь с автомобилем. Особенно это проявляется при полной нагрузке.

Но зато на извилистой дороге, в предельных поворотах... Братцы, это здорово! Честное слово, не ожидали мы от корейского седана такого эффектного и боевого поведения! Подлетаем к виражу, поворот руля, сброс газа—и Sonata послушно заныривает внутрь, постепенно и плавно начиная уходить в занос. Легкая коррекция рулем, газ в пол — и машина стабилизируется, уходя на прямую и весело набирая скорость. Ну и ну...

Некоторые результаты измерений Авторевю

Hyundai Sonata 2,0

Kia Clarus 2,0

Максимальная скорость, км/ч

184,2

182,8

Время разгона, с

0—100 км/ч

11,05

10,81

с места на пути 400 м

17,71

17,61

1000 м

32,78

32,46

Эластичность, с

60—100 км/ч, IV передача

12,13

11,44

80—120 км/ч, V передача

18,04

18,13

Выбег со скорости, м

170—80 км/ч

1637

1455

50 км/ч до остановки

712

511

Тормозной путь со 100 км/ч, м

55,0

47,3

при замедлении, м/с2

-9.1

-9,4

и усилии на педали, кг

26,1

22,9



  А вот «разрезом глаз» Sonata не может не запомниться


  Открыть багажник Kia — дело непростое

А что же «американистый» Clarus? М-да, при активной езде этот автомобиль, мягко говоря, не смотрится. Вопервых. здесь слишком сильна недостаточная поворачиваемость: Clarus сопротивляется при входе в вираж. Вовторых, излишне мягкая подвеска при маневре заставляет Clarus сначала заваливаться набок, а уж когда будут выбраны все запасы по крену, то он соблаговолит начать поворачивать.

То есть автомобиль не желает входить в вираж, требуя докручивать руль и начиная скользить передними колесами наружу поворота. А если сбросить газ? Будьте предельно осторожны: Clarus шарахается из крайности в крайность! От сильного сноса машина резко переходит в занос, требующий быстрой и точной коррекции рулем!

Нет, Clarus для такой езды вовсе не годится, и, случись на дороге угрожающая ситуация, водителю при экстренном маневре придется несладко...

SONATA СЫГРАЛА ЛУЧШЕ

Под ногами серый асфальт, над головой — серое небо, а перед нами остается только Hyundai Sonata. Да, из этих близких по многим параметрам корейских «одноклассников», мы выбрали бы именно этот автомобиль.

И хотя Kia Clarus боролся с «коллегой», иногда даже одерживал локальные победы, но, учитывая явные проигрыши по части подвески, управляемости и шумности, его неплохо бы отправить на родину доучиваться. причем лучше нанять европейских учителей.

Видимо, дизайнеры обеих фирм учились в одной корейской школе. Но тот, что рисовал салон Hyundai (слева), все же чаще получал пятерки

Экспертные оценки Авторевю

Внешность

| 4.5

Kia

4.0

Clarus безлик, Sonata

более индивидуальна

Интерьер

Hyundai

4.0

Kia

4.0

В салонах удобно,

но скучно

Органы управления

Hyundai 3.5

Kia

4.0

Sonata проигрывает из-за нечеткого привода КПП

Удобство пассажиров

Hyundai 4.0

Kia 45

Внутри Clarus больше, чем Sonata

Разгон

Hyundai 4.5

Kia 4.0

По субъективным ощущениям Sonata веселее

Тормоза

4.0

Kia

4.0

Информативность привода Hyundai хуже, a Clarus сильно «клюет носом»

Управляемость

Hyundai 4.5

Kia 3.5

Hyundai доставит радость активному водителю, чего не скажешь о Kia

Плавность хода

Hyundai 4.5

Kia 3.0

Hyundai — как хороший -европеец», Kia — как плохой «американец »

Шумы, вибрации

Hyundai 4.5

Kia 2.5

Clarus настолько шумен, насколько Sonata тиха

С. Воскресенский, Л. Голованов Фото Л. Голованова

Оценка верности показаний спидометра

Скорость по спидометру, км/ч

40

50

60

70

80

90

100

110

120

130

140

150

160

170

Истинная скорость, км/ч

Hyundai Sonata 2.0

39

47

57

66

75

84

93

102

111

120

129

138

148

157 I

Kia Clarus 2,0

35

44

54

64

74

83

93

103

112

120

129

139

148

157

   конфиденциальность